РОДИТЕЛЯМ О ДЕСТРУКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Деструктивное поведение - разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было: настроения, успеха, здоровья, физических предметов, своего тела и т.д.
Человека, поведение которого считается разрушительным (деструктивным), отличают следующие черты:
• агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
• враждебность при общении;
• склонность разрушать материальные предметы и вещи;
• желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
• неспособность испытывать эмоции и чувства;
• угроза жизни как чужой, так и собственной. Все начинается в семье и заканчивается школой…
Особенно частым источником деструктивных переживаний являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
Но причиной является как правило неблагополучие в семье. «Неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены детско-родительские отношения, нет взаимопонимания.
Черты, свидетельствующие о возможных деструктивных настроениях.
• Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость.
• Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Боли в голове, боку или животе.
• Люди ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Какие действия предпринять родителям
• Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, помочь ребенку выйти из этого состояния.
• Разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.
• Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. Какие действия предпринять родителям.
• Внести разнообразие в обыденную жизнь.
• Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
• Соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
• Обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
• Оптимизация межличностных отношений в школе (в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия).
• Проявлять сочувствие и понимание.
• К проблемам и жалобам ребенка относиться с пониманием и серьезностью.