Государственное учреждение образования “Барколабовский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа”
Областной проект
Номинация «Мой родны кут…»
История церкви иконы Казанской Божьей Матери Бобруйской епархии в деревне Барколабово
Уснич Павел Андреевич,
учащийся 11 класса
ГУО «Барколабовский УПК д/с-СШ»
а-г. Барколабово, 2021
АННОТАЦИЯ
Данная работа представляет собой обобщение опыта краеведческой деятельности учащихся ГУО «Барколабовский УПК д/с-СШ».
В настоящее время, в условиях возрастающей глобализации общества остро стоит вопрос о сохранении национальных ценностей и традиций. Краеведческая работа в школе является мощным средством в руках современного педагога, для того, чтобы привить учащимся любовь и уважение к Родине. Знание истории родного края – необходимое условие сохранения белорусов, как нации.
Выбранная тема способствует духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, что является сегодня одним из актуальных направлений идеологического воспитания.
Работа имеет подробную и стройную структуру: введение, главы основного содержания, заключение, список используемой литературы, приложения в виде фотоматериалов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её можно использовать на уроках истории Беларуси, при подготовке к экзамену по истории Беларуси, а также при проведении экскурсии по агрогородку Барколабово и его окрестностям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 |
I. История церкви иконы Казанской Божьей Матери Бобруйской епархии в деревне Барколабово |
5-9 |
1. Строительство церкви иконы Казанской Божьей Матери |
|
1. Судьба храма после Октябрьской революции и в годы Великой Отечественной войны |
|
1. Период забвения |
|
II. Возрождение многострадального храма |
10-12 |
1. Борьба за храм |
|
2. Возвращение напрестольного креста |
|
Заключение |
13 |
Литература |
14 |
Приложение 1 |
15 |
Приложение 2 |
16 |
Приложение 3 |
17 |
Приложение 4 |
18 |
ВВЕДЕНИЕ
Богата и интересна история Быховщины. Тысячелетия оставили свой неизгладимый след на берегах седого Днепра. Это и памятники архитектуры, и оборонительные сооружения, и культовые места. Эхо исторических событий не стихает, но всё более побуждает нас к их изучению. Наш долг – сохранить для последующих поколений историческое наследие родного края.
Особое место в истории, конечно, отводится малой Родине. Ведь это то место, с которого начинается всё: любовь, дружба, счастье. Там мы впервые увидели солнце и услышали мамину песню, научились дружить и дорожить, ощутили лёгкость ветерка ипрохладу воды. Там мы получили свой первый жизненный опыт и впитали духовно-нравственные ценности своего народа. Может потому не затухает в сердцах барколабовцев интерес к её изучению истории родного Барколабовского края.
Именно поэтому особое внимание в нашем учреждении образования уделяется краеведческой деятельности, что само по себе является продолжением патриотического воспитания. Её цель – изучение историко-культурного наследия родного края.
Приходская жизнь в местечке Барколабово существует с давних времён. Именно здесь, в Барколабово, на протяжении веков возводились храмы и монастырь, создавалась летопись, утверждались христианские ценности, воспитывалось милосердие, доброта и любовь.
В данной работе речь пойдёт о церкви иконы Казанской Божьей Матери, как об оплоте православной истории Быховщины, Могилёвщины и Беларуси.
I. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ БОБРУЙСКОЙ ЕПАРХИИ В ДЕРЕВНЕ БАРКОЛАБОВО
Проезжая по дороге их Могилёва в Быховневозможно не заметить золотой купол храма Казанской иконы Божьей Матери. Стоит он рядом с ГУО «Барколабовский УПК д/с-СШ». История этого православного храма также полна событиями.
В 1904 году в Барколабово построена кирпичная церковь Казанской иконы Божьей Матери в стиле церкви-«муравьёвки». Он располагался на главной улице деревни, сегодня это улица Школьная. Продольно-осевая по композиции церковь была построена полностью из кирпича, алтарная часть выделена пятигранной апсидой с двумя симметричными ризницами по сторонам.(Приложение 1)
В строительстве принимали участие все жители деревни. Люди баржей возили песок, его носили в фартуках, по домам собирали куриные яйца для раствора, чтобы служило здание прихожанам многие годы. Стены церкви уникальны, имеют кирпичную кладку, толщину1м.20 см., такие сейчас не строят. [1]
Барколабовский храм Казанской иконы Божьей Матери. Сто лет назад это был храм, которым бы гордился и большой город! Высокий кирпичный красавец-дворец, широкое каменное крыльцо.
Из воспоминаний старожилов известно, что строительством церкви руководил священник отец Василий. По Днепру приходили баржи с песком и строительными материалами. Люди вручную – в сумках и вёдрах – переносили всё это с баржи на крутой берег. Храм строили непосредственно из кирпича. Фасады здания были неоштукатуренными, прорезаны оконными проёмами разнообразных форм и богато украшены архитектурной пластикой. Церковь была довольно просторной и светлой. Иконы, писанные на цинке, украшали внутренний интерьер.
Своды и купол были расписаны картинами из новозаветной истории. Над главным входом в церковь располагались небольшие хоры. В 1904 году было закончено строительство двухэтажной постройки, с подобной кладкой. В двухэтажном здании расположилась церковно-приходская школа и комната священника. Занятия проводила учительница Варвара Жудро и сам священник Сас-Алешкевич. Наши краеведы нашли сведения о первом священнике храма – Василии Сас-Алешкевиче. Он родился в Барколабово в 1860 году в семье священнослужителя. Окончил юнкерское училище в Петербурге, но отказался от военной карьеры. В 1900-1910 годах был настоятелем храма, строительством которого и руководил. [1]
Однако храм в своем былом великолепии и процветании просуществовал недолго.
В 20-ые годы XX века, после прихода большевиков к власти, с него были сброшены кресты и разрушены купола. Все, что попадалось под руку в разоряемой церкви, разбивалось или сжигалось. Иконы рубили и бросали на пол, скакали на них, бросали образа в огонь…
«Казанской Божей Матери – наш храм,
Сто лет назад всем миром возводили,
Звучал звон колокольный по утрам
И службу начинал отец Василий.
И стар и млад – спешили в Божий храм,
Горели свечи, в церкви все молились,
И благодать на Приднепровский край,
В часы молитв – небесная пролилась.
Но разразился страшный ураган,
Былые дни – в дыму пожарищ скрылись,
Настал бедлам, торжествовать стал хам,
В темницу брошен был отец Василий».[3]
В 2005 году московский журнал «Совершенно секретно» разместил материал «Мученическая смерть отца Василия». Сообщалось, что в 30-е годы прошлого века в деревне Барколабово местные коммунисты били и издевались над священником. Его запрягли в повозку и приказали ехать в Быхов. По дороге окровавленный священнослужитель умер от жестоких побоев.
Публикация в «Совершенно секретно» является выдумкой от начала и до конца. Безусловно после Октябрьской революции тысячи священнослужителей приняли мученическую смерть, храмы были закрыты и разрушены. Но в нашем случае отец Василий ещё в 1910 году покинул родную деревню и служил потом в разных храмах Беларуси. В августе 1937 года он был настоятелем храма в Климовичах. Там он был арестован и расстрелян в Могилёвской тюрьме. [2]
«Отбросив страх, как непотребный хлам,
За веру отдал жизнь отец Василий,
Перед расстрелом передав друзьям:
«Заели вши, пришлите керосина».[3]
В 1929 году здание храма было отдано под местную школу.(Приложение 2)
Помещение храма поделили перегородками на отдельные классные кабинеты. Житель деревни Касичи Антон Стомников 1921 года рождения, осенью 2008 года рассказал, что он учился в Барколабовской школе с 1935 по1938 годы. В то время в церкви был размещен спортзал, в котором занимались гимнастикой.
В годы Великой Отечественной войны немцы открыли церковь для верующих. Как вспоминает А. Стомников, на службу в Барколабовский храм приходили пешком за 50 километров с Чаусского района. Открытию храмов в Могилёве, Быхове и Барколабово содействовал архимандрит Серафим (Роман Романович Шахмуть). Позднее он вспоминал, что при открытии храмов много людей плакало от радости, а церкви были переполнены. Люди несли в храмы то, что удалось сберечь от безбожников: кресты, Евангелие, образа, церковные облачения. В 1945 году архимандрит Серафим был замучен в застенках ЧК. В 1992 году он был причислен к лику святых великомучеников белорусской православной церкви.[2]
Юные краеведы ГУО «Барколабовский УПК д/с-СШ» со своим руководителем Соколовым Александром Николаевичем отыскали в Государственном архиве Могилёвской области сведения про содержание Церковного совета (28.02.1946) и священников Барколабовской церкви 1946 – 1949 годов.
Староста – Турин Филипп Максимович (1883 г.р.)
Помощник старосты – Климов Кузьма Антонович (1885 г.р.)
Казначей – Терешков Григорий Исаакович (1889 г.р.)
Староста ревизионной комиссии – Козюков Семён Моисеевич (1885 г.р.)
Члены комиссии:
Цыркунов Семён Трифонович (1890 г.р., Дальнее Лядо), Ставецкий Филипп Иванович (1870 г.р., Косичи)
20.05.1946 староста Барколабовского сельского совета Королюк П.М. подписал соглашение с общиной о передаче здание церкви.
С 28.07.1947 настоятелем священником был Терентий Савич Локоцкий (1892 г.р., Ровенская обл.)
С 20.04.1948 – настоятель протоирей Семён Степанович Королёк (1875 г.р., из крестьян Шкловского района, окончил учительскую семинарию).
С 26.07.1948 – священник Михаил Рогочевский, до этого был в д. Залесовичи Кировского района. Самовольно оставил приход.
17.12.1948 назначен священник Пётр Ведрицкий. До этого он служил в местечке Головчин Белыничского района. В Барколабово был переведён в наказание за неисполнение предписаний епархиальных властей.
02.02.1949 он был возвращён на прежнее место, в связи с тем, что исправился.
11.08.1948 – церковь запрещена до священнослужения.
04.07.1949 – Барколабовская церковь снята с регистрации.
С 1950 года в здании церкви находился зерносклад.[4]
В начале 60-х годов здание церкви вновь было передано местной школе. В 1962 году было построено новое здание школы, а в церковных стенах остался спортивный зал, на клиросе – библиотека, а потом музей. (Приложение 3)
Как вспоминает бывший директор школы Людмила Павловна Зинковец, они, будучи детьми, в 60-е годы обошли все закоулки храма. Сверху, на церковном своде, дети увидели необыкновенно большой голубой глаз. Л.П.Зинковец говорит: «Мы и руками его трогали, а со стен в классах на нас смотрели проявления Бога и святых. Как не замазывали их глиной, лики проступали через поверхность. В итоге – стены в храме обшили фанерой».
В 2001 году после пожара, который уничтожил школьную столовую, её так же перевели в помещение храма. Казалось, что стоит уже позабыть об истинном предназначении этого места.
I
I. ВОЗРОЖДЕНИЕ МНОГОСТРАДАЛЬНОГО ХРАМА
«Наш шматпакутны храм» - так называл церковь наш учитель истории Соколов Алесь Николаевич (ныне покойный). В своём стихотворении «Храм» он описал несколькими строками всю многострадальную судьбу столь важного для барколабовцевместа.
«А в церкви – склад, столовая, спортзал,
Где детвора скакала и резвилась.
Верните храм – тот глас не умолкал,
Явил Господь Божественную милость.
Вернули власти верующим храм,
Священником назначен отец Игорь,
Он возглашает: Помогите нам,
Храм восстановим, непременно миром.
Настанет час, польётся по утрам
С колоколов наш возрождённый храм,
Воскликнем: Хвала Господу! Свершилось.»[3]
На протяжении 13 лет прихожане боролись за возвращение церкви общине. Большую роль сыграл учитель истории Соколов Александр Николаевич и его супруга Светлана Ивановна. И вот Указом Президента в 2007 году храм целиком был возвращен местной православной общине как после тяжелой болезни: облупленные стены, двускатная крыша, пола нет, фрески погибли. И с той поры начаты восстановительные работы по возрождению церкви, которые продолжаются и по сегодняшний день.
За это время был возведён центральный купол. Первым был восстановлен алтарь. Алтарь является важнейшей частью христианского храма, так как в алтаре совершаются важнейшие церковные службы. Потом восстановили иконостас, который отделяет алтарь от средней части храма.Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери иконостаса – широкие, двухстворчатые – называются Царскими вратами. По правую сторону от Царских врат помещена икона Спасителя, по левую – Божьей Матери. Первой справа от образа Спасителя стоит храмовая икона – Казанской Божьей Матери.[2]Была восстановлена колокольня. Несмотря на то, что сейчас в храме идет ремонт и реконструкция, она уже принимает прихожан. Храм возводится на средства верующих. (Приложение 3)
Спонсор восстановления купола и крыши Валентин Джижуля, уроженец деревни Холстово. Благодаря ему отреставрирован Напрестольный Крест, проведено электричество. Благодаря жителю Могилёва Дионисию в храме проведено отопление.
В 2014 году, в год исполнения 110-летия со времени освящения Барколабовского храма Казанской иконы Божией Матери, состоялась церемония возвращения Напрестольного Креста. История обретения Барколабовской святыни довольно сложная. В 20-е годы прошлого столетия большевики устроили в церкви разгром: сбросили кресты и купола, сорвали со стен иконы. В это же время исчез и Напрестольный Крест. Его передавали друг другу местные жители, а в 2006 году реликвию в храм принесла уроженка д.Барколабово Климова Лилия Ивановна. Крест был поврежден и потемнел от ненадлежащего хранения.[5]
После реставрации святыня снова исчезла. В июле 2013 года крест был найден. Немало сил было потрачено на то, чтобы доказать его принадлежность Барколабовской церкви. Сегодня Напрестольный Крест занял свое законное место в храме, куда его доставил Быховский благочинный протоиерей отец Николай.
Сегодня храм украшает золотой купол. Окружающая природа великолепна, подчеркивает изящество и утонченность храма, который был построен рукой человека. Здание церкви находится на возвышенности и издалека кажется, что её купол устремляется в небо.
Современный купол – позолоченный, что не совсем соответствует канонам постройки православной церкви. Дело в том, что храм посвящен Богородице, следовательно, купол должен быть голубым с золотыми звёздами, каким и был изначально. Церковь Барколабово считают аналогом Свято-Ильинской церкви в Орше. Но там именно голубой купол. (Приложение 4)
Стены храма построены из красного кирпича. На протяжении десятилетий они покрывались побелкой. Сегодня стены зачищены, чтобы можно было увидеть первозданный вид православной обители. При начальных работах по восстановлению храма в подвале найден деревянный крест – ныне особо чтимая святыня храма. Другая святыня – двусторонняя икона. С одной стороны изображение Казанской Божией Матери, с другой – святых Бориса и Глеба. Икон, конечно, было много, но, когда храм закрывали, люди их разобрали по домам. Сегодня многие верующие приносят иконы в дар храму.
Местная жительница Мария Александровна Елина (1937 г.р.) вспоминает: «В этой школе учился мой отец Александр Сысоевич Циркунов (1900 г.р.). В 1910 году он окончил с отличием Барколабовскую церковно-приходскую школу и, в качестве вознаграждения, получил возможность посетить святые места Киева. Много лет он пел в церковном хоре. Был отличным столярам (в 1945 году сделал новый иконостас для Барколабовской церкви). Мой отец за всю жизнь не сказал ни одного грубого слова и никогда не работал в выходные и праздничные дни. Когда наша церковь начала возрождаться в 2007 году, в нашем храме крестили правнучку А.С. Цыркунова – Марию». Её слова также свидетельствуют о возрождении духовной жизни на Барколабово.
С каждым днем храм становится всё уютнее внутри. Несмотря на свои небольшие размеры,внутреннее помещение храма создаёт впечатление величия и торжественности. Это впечатление достигается большим резным иконостасом, который выгодно контрастирует с гладкими белыми стенами. Службы, пение певчих, особый аромат горящих свечей, истово молящиеся люди – всё это трогает несказанно. После каждого посещения настроение становится радостнее, а на душе чище. С 2020 года в нашем храме служит Батюшка Андрей..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Православье – это прочная нить, связующая восточнославянский народ. Оно всегда содействовало самоопределению и формированию национальных традиций. Переплетениехристианских и народных традиций стали моральной основой духовного развития народа. Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь около трёхсот лет был важнейшим духовным и культурным центром во всей восточной Беларуси и играл значительную роль в духовном и моральном обогащении народа. В церковных проповедях строго осуждалось пьянство и распущенность. Заповеди учили людей быть добрее и внимательнее друг к другу, ценить семью и целомудрие. Заезжие паломники отмечали высокий уровень культуры и образования в Барколабовском крае.
Именно поэтому возрождение монастыря и церквей на территории Барколабовостало важнейшим событием для его жителей. На Барколабовщине разворачивается активная работа по возрождению исторических, архитектурных достопримечательностей края, которую ведут местные жители и приезжие волонтеры. Это олицетворяет возрождение духовного наследия белорусского народа. Следует заметить, сто сегодня это не легкое дело. Подобный альтруизм ныне не в моде, больше прагматиков. Порой на тех, кто жертвует церкви и монастырю, смотрят, как на чудаков. Но эти чудаки помогают не церкви, а людям. Они отдают жизнь ради возвышения души человека. Весной во время разлива, как белый лебедь, над Днепром отражается монастырь в водной глади, символизируя чистоту души самого белорусского народа. А золочёный купол церкви иконы Казанской Божьей Матери как солнце освещает Барколабовский край и даёт веру и надежду в каждый новый день.
ЛИТЕРАТУРА
- Жудро, Ф. Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь.-
- Иерей Алексий Болотов, иерей Валентин Вайтусёнок. Барколабовская обитель. Возрождение Свято-Вознесенского женского монастыря Бобруйской Епархии в деревне Барколабово. - Бобруйск: Приход кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца города Бобруйска, 2009.
- Сакалоў, Алесь. Арэлі менестрэля: вершаваныя творы на бел. і рус. мовах/ А. Сакалоў.- Мінск: Выд. В. Хурсік, 2012
- Акадэмічны даведнік. Кіева-Магілёўская акадэмія ў імёнах 17-18 стст. Кіеў.- КМ Акадэмія, 2001 г. – С. 521
- Чигирева, Е. Возвращение напрестольного креста/ Маяк прыдняпроуя.- 2014.- 12 марта.
Приложение 1
Современный вид церкви иконы Казанской Божией Матери в агрогородке Барколабово
Приложение 2
Здание церкви до восстановления
Приложение 3
Возрождение церкви
Приложение 4
Свято-Ильинская церковь — самое древнее по времени основания культовое сооружение Орши.
Каменную церковь на месте старого обветшавшего здания возвели в 1880 году в традициях псевдорусского стиля. Фасад храма, декорированный разнообразными архитектурными элементами и окрашенный в бело-голубые тона, придает ему особенную выразительность, легкость и красоту.
Церковь иконы Казанской Божьей Матери в д. Барколабово Быховского района