УТВЕРЖДЕНО
приказ директора ГУО «Борколабовская средняя школа»
от 01.09.2023 № 117
Алгоритм
по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий
Ситуационная помощь — это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать все услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Алгоритмдействий работников и ответственных специалистов
при оказании ситуационной помощи инвалиду
Действия работников учреждения при оказании ситуационной помощи инвалиду:
- открывает входные двери в здание, оказывает помощь при входе в здание;
- уточняет, в какой помощи нуждается инвалид и цель посещения;
приглашает ответственного специалиста;
- до прибытия ответственного специалиста любой работник направляет инвалида к месту ожидания и обеспечивает его сопровождение(инвалиду с нарушением слуха ладонью указывается на стул в зоне ожидания и предлагается на него сесть, инвалиду с нарушением зрения - пройти к месту ожидания, сопровождая движением или поддержкой инвалида за локоть (руку), либо направить его словами).
Действия ответственного специалиста при оказании ситуационной помощи инвалиду:
- встречает инвалида, сообщает свою фамилию, имя, отчество,занимаемую должность и выясняет, по какому вопросу обратился гражданин;
- помогает раздеться в гардеробе (при необходимости);
- сопровождение до санитарной комнаты (при необходимости);
- при обращении без записи сообщает нужному специалисту о получателе социальных услуг;
- сопровождает до кабинета специалиста и при необходимости находится с ним;
- при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя услуг до кабинета;
- по окончании приема сопровождает получателя услуг при передвижении до гардероба;
- оказывает помощь при одевании;
- сопровождает получателя услуг до выхода.
Категории инвалидов и их основные потребности
Лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - это лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы, сопровождающиеся нарушениями статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений и др.) и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями (ролятор), использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.
Основные потребности лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при передвижении по зданию;
помощь при самообслуживании.
Лица с нарушением зрения наряду с лицами с нарушениями слуха относятся к лицам с сенсорными нарушениями. К этой категории граждан относятся также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений.
Основные потребности лиц с нарушением зрения:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений;
помощь при самообслуживании.
Основные потребности лиц с нарушением слуха:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений.
Лица с нарушением речи - это лица, имеющие речевые нарушения письменной и устной речи, проявляющиеся в отклонении от нормы, распаде уже сложившейся как письменной, так и устной речи, т.е. расстройствах голосообразования, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, лексических и грамматических нарушениях, трудностях построения связного высказывания.
Основные потребности лиц с нарушением речи:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений.
Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями- это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.
Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:
помощь при входе в здание и выходе из здания;
помощь при ориентации внутри здания;
помощь при составлении письменных обращений;
помощь при самообслуживании.
Общие этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью
Оказание помощи должно проводиться только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания.
Осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после согласия инвалида.
Обязательное обеспечение речевого сопровождения выполняемых действий.
Оказание помощи не должно причинить вред, не должно навязываться.
При взаимодействии с инвалидами должны соблюдаться общепризнанные принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно, пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа проходит в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим) можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на «ты», только в случае знакомства.
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Избегать конфликтных ситуаций.
Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его.
Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.